Небольшая рекомендация-отзыв на книгу Ю.Андреева "Откровенный разговор".
«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министрам остаётся только мечтать.» У.Черчилль
Всё чаще нахожу подтверждение тому, что в советское время очень и очень серьезно подходили к воспитанию будущего поколения. Основным доказательством тому служит издаваемая и популярная в ту эпоху разного рода литература. И особенно желаю отметить ту часть книг, которая относилась к педагогике.
В частности, хотелось бы немного рассказать о таком небольшом научно-художественном произведении, как «Откровенный разговор», автора Ю.Андреева. В общих словах, эта книга-обращение отца к подростку о выборе цели жизни, о формировании ценностей её составляющих, по форме написания напоминающая письма к сыну В.А.Сухомлинского, своеобразное эссе. Не смотря на своё название и общий смысл, текст книги не носит нравоучительный или назидательный характер. Это действительно «разговор» взрослого человека с ребёнком, тем же будущим взрослым, без всяких «надо» и прочих принуждений.
Почему я особенно рекомендую обратить на него ваше внимание? Сразу хочу подчеркнуть, что в нынешнее время, в современных изданиях таких стоящих и полезных произведений практически нет. Наверное, в силу каких-либо интересов ценный накопленный опыт прошедших поколений не переиздаётся, будто бы его и не существовало. И хорошо, что некоторые книги имеются в электронном виде, хоть подчас и в сокращенном виде, тогда как многие из них только и остаётся искать в старых книжных лавках и тому подобных местах.
Чему же учит данный труд? В чем его важность и ценность для нас?
На первой же странице автор говорит: «…от выбора пути, который находят сознательно или неосознанно мальчишки и девчонки, зависит жизнь взрослых людей – то есть их самих, бывших мальчишек и девчонок, когда они станут взрослыми людьми». Ребенок уже понимает, что от его действий, от его поступков и дел, от того, как сложится его характер, что главной ценностью он поставит уже сейчас, в ранние годы, будет зависеть и его дальнейший жизненный путь, его судьба. Как сравнение с современным девизом типа «живи моментом, сейчас», «танцуй пока молодой» и прочее. То есть, совсем различное формирование понимая смысла человеческого существования.
Читателю пытаются донести мысль о том, что при выборе целей в жизни, нужно учитывать не только сегодняшние условия или вчерашние, но и главное смотреть далеко вперед, в будущее: «…увидеть мир столь широко, с такой высоты, чтобы за мельканием частностей, за бесконечной суетой противоречивых фактов и фактиков, перепутанных причин и следствий увидеть магистральные тенденции развивающейся жизни человечества и строить свои представления и свою практическую судьбу, исходя именно из этих фундаментальных закономерностей и в соответствии с ними.»
Следующий, очень важный момент в жизни, о котором повествует автор, это развитие своего творческого потенциала, постоянное претворение заложенных в тебе уникальных способностей, то есть полноценное раскрытие своей человеческой сущности, «внутренней программы», а не потребление внешних благ, вещей: «…в отличие от животного человек может быть счастлив лишь тогда, когда он реализует себя и как мыслящую особь, как существо общественное…»; «Благо для человека – реализация внутренней программы, заложенной в нём, но не пассивное получение воздействий извне». И тут же уточняется само определение: а всякие ли «внутренние возможности» можно считать за благо?: «…всегда следует видеть соотнесение своего личного счастья, реализацию своей личной программы с такими категориями, как счастье народа, общества, человечества в целом». То есть, эгоистические желание не помогут сформировать истинно счастливое существование в окружающем мире. «Реализовать себя на уровне комфорта – значит реализовать лишь возможности своей протоплазмы, но не самого себя как Человека»; «Когда люди научатся владеть богатствами, которые содержатся в них самих, тогда они станут как боги, которых создало человеческое воображение.»
«Дети должны быть счастливыми…» - как часто мы и сейчас слышим такие утверждения. Но как правило, в современном представлении счастье не выходит далеко за рамки ближнего окружение, за рамки личных, недалеких интересов, тогда как здесь говорится: «детей нужно у ч и т ь быть счастливыми…нужно развивать в них любопытство, стремление к творчеству, к работе, к настойчивости к достижении цели.» Вот оно, настоящее счастье! Вот о чем мы должны говорить с нашими детьми, с самых малых лет.
Также сейчас распространено утверждение о том, что детей, особенно до его осознанной жизни, нужно постоянно оберегать и уберегать от возникающих проблем и сложностей, убирать все барьеры с его пути (они же «цветы жизни», «нам было плохо, пусть они живут хорошо») следовать на поводу возникающих желаний ребенка. Но правилен ли такой подход? Как же во взрослой жизни это маленькое, тепличное дитя будет принимать решение для выхода из затруднительных ситуаций? Автор же отвечает на это: «люди, воспитанные в малой требовательности в их возможностям, с представлениями о кроткой ласковости людей как о единственно возможном состоянии атмосферы и коллектива, больно ушибаются о жизнь. И этим они обязаны своим наставникам, учителям, которые не захотели внушить им реальные представления о мире, полном столкновений разных позиций…»; «…сама природа запрограммировала нас так, что мы должны постоянно преодолевать трудности! Нет трудностей – наступает деградация личности. Как должны, обязаны непрерывно тренировать мы свою мускулатуру или внутренние органы – иначе они зачахнут от дисфункции, - так должны мы непрестанно тренировать и свою волю преодолением трудностей и постановкой все более сложных задач, которые нам в избытке предлагает жизнь.»
Далее, одна из тем, которую поднимает автор в книге «Откровенный разговор», это выбор своей будущей спутницы, какой должна быть «добрая» девушка, что очень важно в том возрасте, на который рассчитано данное произведение. Доброта выделяется как основное её качество, но это не значит безволие, мягкость или податливость, а как «активная доброта – подчас суровая, подчас нежная, но всегда направленная тебе на благо». Здесь достаточно будет цитированного текста, чтобы понять ту мысль, которую «отец» хочет донести своему «сыну»:
«По-настоящему добрая женщина может весьма круто наставить тебя на путь истинный, если ты, предположим, поскользнешься в своем движении.
По-настоящему добрая женщина может задать тебе головомойку, если ты сочтешь за радость безвольное и бесцельное времяпрепровождение, пустое прожигание жизни.
Без фальшиво-ласковой слюнтявости по-настоящему добрая женщина даст нелицеприятную и реальную оценку твоим достижениям, чтобы, упаси бог, не закружилась без меры от успехов твоя увлекающаяся голова.
Действительно добрая женщина сама, глубоким чутьем, без всякой подсказки поймет, когда твоя каменность, твое упрямство будет нуждаться в ее самозабвенной нежности. Когда тебе будет очень трудно, она искренне пожалеет и поддержит тебя, она поможет тебе вновь обрести веру в себя. Когда ты будешь увлечен даже без меры своей работой, она поймет тебя и не станет ревновать к ней, чтобы ты не оказался, как тот бедный древлянин, разорванным двумя стволами предварительно согнутых к его ногам берез. Когда ты будешь далеко от дома, когда ты уйдешь в далекие странствия, в нелегкие походы, ты будешь знать, что в мире есть такое верное сердце, которое бьется воедино с твоим и ради тебя…»
«Супруг — это значит со-пряженный, т. е. супружество — это двое в одной общей семейной упряжке. От незнания этой простой, но основополагающей истины, от неумения применить ее распадается подавляющее большинство семей, ибо смысл брака — самое тесное содружество двоих. Именно в союзе, содружестве, а не в отдельности каждого и, упаси бог, не в противостоянии Одного одному!..»
Думаю, уже на фоне вышеприведенных тезисов, не учитывая остальные темы, поднимаемые в произведении, можно понять, какой посыл несёт в себе книга и какие качества и взгляды формирует у тех, кому посчастливится её прочесть. В особенности, если это будет ребенок. Представьте только, если бы наша литература в большинстве своем ставила бы целью, посредством художественном или же научного языка, научить и воспитать нравственного, счастливого человека, с активной и адекватной жизни общества гражданской позицией, чтобы сейчас было с нашей страной, миром, вселенной? Насколько бы качественно отличался такой устрой от нынешнего? Стоит задуматься, не правда ли?
Пусть между нами и детьми будет больше таких «откровенных разговоров». Пусть такие книги получают гораздо большее распространение в среде массовой информации, пусть их читают и изучают в школах и других учебных заведениях, пусть такие идеи получают всё большую поддержку со стороны людей, со стороны народа, потому как мы сами, своими руками взращиваем будущее – детей – и будет ли оно «прекрасным» зависит от того, какие ценности мы, родители, учителя - все - им передадим.
Ульяна Чеснокова.
https://vk.com/whatisgood2?w=wall-96747943_167